Зеленые Рукава    
ОФИЦИАЛЬНАЯ СТРАНИЦА ГРУППЫ
 
 
 
 

 
 


 
       
     
Игорь Лисов бузуки, голос, песни Сергей Плиткин мандолина Руст Позюмский альт, битбокс Михаил Ромбиевский перкуссия,барабаны Дмитрий Игнатов бас гитара Данил Денисов виртуальный аккордеон, песни
Дмитрий Товстопят барабаны Мартин Ньяга виолончель Константин Бушинский барабаны Николай Задвицкий никельхарпа Тимур Сигидин барабаны, бас Юлия Клаузер голос, песни
Алексей Кузьмин виолончель Дмитрий Веселов перкуссия Роман Стансков бузуки Тарас Драк щипковые инструменты Олег Лисов перкуссия, бузуки  
 

История

Исторические материалы, касающися периода с 93 по 95 год, Тарас планирует выложить на своей, посвященной этому странице. Кроме того, очерк об истории Зеленых Рукавов помещен в повести Максима Якубсона Дом Сказок, в главе "Квартира 6" и далее.

После 96 года в составе группы (на тот момент: Игорь и Олег Лисовы, Екатерина Балуева, Тарас Драк) произошли изменения, в мае 97-го группа выступила в рок-клубе, а осенью--в Доме Кино (на премьере фильма Максима Якубсона "Имена), уже в новом качестве--были сыграны не только средневековые композиции, но и собственные песни на русском языке.

Игорь Лисов, о событиях начиная с 96 года:

...А вообще-то в 96-м были ещё концерты. 11-го апреля в "Зоопарке". Танцы Треченто. Мы сыграли втроём с Тарасом и Олегом. Потом осенью была запись на ТВ, уже с Катей.Рондо Дюфаи. И последний концерт, посвящённый чисто старинной музыке--1-го декабря, кажется (надо будет уточнить у Тараса)--в Особняке Боссе.

А после этого я начал активно писать песни. И уже к весне их было на целую программу. Мы их даже репетировали--с Тарасом и Димой Шихардиным. И должен был ещё Олег подключится с Барабанами. Он и подключился. Но тогда подключилась ещё и Юля, и в результате мы сделали "Куропатку", и сыграли её впятером 3-го мая в рок-клубе на Рубинштейна на каком-то фестивале. Её и ещё пару средневековых вещей.

(Вспомнил прикол! Тогда после этого концерта к нам подошли двое молодых людей, представились нашими поклонниками, и сказали что-то типа:--"А вроде бы у вас раньше другая девушка пела, и не по-русски, а по-английски?". На что им Тарас ответил, что, типа, мол, мы же--лицедеи, актёры,--сегодня у нас одна девушка, завтра другая, сегодня один язык, завтра--другой...--Как потом оказалось, один из этих молодых людей был Лёша Белкин, а другой--Паша-контрабасист.)

Так или иначе,--3-го мая 1997-го года, в рок-клубе на Рубинштейна "Зелёные Рукава" впервые публично исполнили песню на русском языке. Песня эта, как известно, вошла потом в альбом "На Площади".

Потом были ещё концерты с песнями. Один в интересном составе--с тремя лютнями. Оля Комок и Тарас играли на ренессансных лютнях, а Юля--на византийской! Это было на премьере Максимовского фильма "Имена" в Доме Кино, осенью 97-го. И это тоже были "Зелёные Рукава".

Потом какие-то мелкие выступления и квартирники на Шпалерной, потом, уже зимой 98-го, в Александро-Невской лавре, на какой-то выставке,... и всё это уже с русскоязычными песнями.

А после--несостоявшееся выступление на Патрике в Полигоне, к которому мы репетировали, но не смогли сыграть, потому что, как раз перед нашим выходом на сцену, какие-то панки в зале разбили кому-то об голову бутылку, вошёл ОМОН, включил свет, выключил аппаратуру, и мероприятие было остановлено. Это уже с Лёшей Зелёным на бас-лютне, весна 1998-го.

Потом, весной, в том же составе (с Лёшей), московские гастроли, и последовавшее сразу за ними участие в 1-м московском кельтском фестивале.

Правда, был один концерт, (в доме, где жила бабушка Блока, на Тверской), когда у Юли пропал голос, и мы начали концерт с Лёшей вдвоём. Но, по ходу концерта, было замечено, что кто-то в зале подыгрывает нам на ударном инструменте. Этот человек был тут же приглашён на сцену, и дальше концерт продолжался уже втроём. Выяснилось, что человека этого зовут Миша Коала, а его барабан--самый, что ни на есть, бойран. (Хотя сам он был склонен называть его шаманским бубном.)

И был ещё один концерт, в том же месте, но уже после кельтского фестиваля, когда к нам подключился Кирилл Емельянов (или Ёма). Правда, его участие было оговорено заранее. (И с Кириллом, и с Мишей, нам приходилось ещё не раз пересекаться впоследствии.)

Репертуар группы изменился--вместо "музыки европейского средневековья и ренессанса" она начала исполнять собственные композиции, в основе которых--произведения Игоря и Юли, а также стихи разных авторов, положенные Игорем на собственную музыку, обработки сочинений композиторов ренессанса и барокко. В этом же качестве, весной 98-го года, группа едет на гастроли в Москву и принимает участие в 1-м московском кельтском фестивале (в составе--Игорь Лисов, Юля Клаузер и Алексей Кузьмин). Материал, сложившийся на этих концертах, стал основой студийного альбома "На Площади", записанного в августе 98-го.

Игорь Лисов, об истории первого альбома:

И наконец--"На Площади"! Наконец, из долгих странствий по Турции возвращается Олег! По дороге он заезжает в Киев и захватывает с собой Данила. Они приезжают по трассе, и их приезд совпадает с днём, когда мы, наконец-то найдя студию, договорились приступить к записи альбома. (Спасибо Коле Цою за совет! Это он посоветовал обратиться с Саше Звенигородскому.)

На самом деле, "студия"--громко сказано. Это был обычный сырой подвал, в одном из старых домов возле метро "Владимирская", куда были принесены микрофоны, ламповый предусилитель и видеомагнитофон, на звуковую дорожку которого всё и писалось. Мы вместе с Данилом и Олегом пришли в этот подвал, показали им песни, и за неделю был записан альбом. "Вживую" и "всухую",--то есть, без наложений и обработок. Сейчас это слушать невозможно--треск и лязг, в общем, какой-то дикий андерграунд. Во всех смыслах.

Но мы с Юлей и Лёшей, репетировaвшие до этого почти три месяца втроём, были просто счастливы! Ещё бы--Данил Денисов и Олег Лисов, игравшие ещё в первом составе "Зелёных Рукавов", принимают участие в записи первого студийного альбома!

Вот только Тарас не смог--он был с головой погружён в очередной созданный им средневековый проект "Латерна Магика".

В том же 98 году Игорь принимает участие в проекте "Welladay" и участвует в записи их альбома "Lights of Love" в Норвегии. По возвращении из Европы, Игорь какое-то время совмещает участие в "Welladay" с игрой в "Зеленых Рукавах"

 

В период с 95 по 98 год музыканты группы становятся одними из вдохновителей санкт-петербургской фолковой волны, о чем можно подробнее прочесть в генеалогии питерских фолк-групп. В настоящий момент верность фолку сохранила лишь Екатерина Балуева--покинув в 98 году основанную ей группу "Вилли Винки", игравшую ирландскую и финскую народную музыку, Екатерина сосредоточилась на исполнении русских народных песен, чем и занимается по сегодняшний день со своей группой "Беларыбица".

Тарас Драк вместе с Ольгой Комок создают ансамбль "Laterna Magica", а Олег Лисов уезжает в Турцию и становится участником стамбульской группы "9okuz 8ekiz". Даниил Денисов создаёт в Киеве ансамбли "Ghurt Yo'Ghurt" и "Greensleeves" и играет во множестве фолковых и околофолковых проектов, успевая при этом принимать участие во всех наиболее значительных событиях в жизни "Зелёных Рукавов", как то--записи, концерты, etc.

Игорь Лисов, про Олега, Тараса и Данила:

А Олег С Данилом с тех пор являются почётными участниками группы "Зелёные Рукава", да и Тарас, на самом деле--тоже. Чуть позже, когда его детище "Латерна Магика", уже не так сильно нуждалoсь во внимании с его стороны, он стал очень эффективно влиять на происходящее в "Зелёных Рукавах". И словом и делом.

Данил же Денисов и по сей день приезжает и в Питер, и в Москву, (да и в другие места), чтобы поучаствовать в сколько нибудь значительных событиях в жизни группы--как то, записи, или концерты. Правда, на альбоме "Друзьям" он не играет, хотя репетировал, и должен был бы там сыграть на клавесине, но не смог по болезни. А перенести запись было никак нельзя, поскольку студию нам предложили внезапно и бесплатно, на условиях хозяев, а именно--Эвелины Шмелёвой, которая и без того пошла на большие жертвы, пригласив нас к себе.

Ну а в остальных записях вполне отчётливо можно услышать и аккордеон Данила и его голос, а в следующем альбоме, который ещё только готовится к записи, должны будут появится замечательные песни, сочинённые Данилом Денисовым.

В 99 году Игорь, при поддержке знакомых музыкантов (преимущественно российских и норвежских) записывает в Норвегии альбом "Трубадурские песни, конец второго тысячелетия".

Группу несколько раз приглашают для участия в различных "фестивалях кельтской музыки" в Санкт-Петербурге и Москве, несмотря на то, что ничего специфически "кельтского" в репертуаре группы в то время не обнаруживается.

В конце 2000 года группа снова едет в Москву, где дает несколько спонтанных концертов и совершенно неожиданно записывает альбом "Друзьям". Другим результатом поездки становится то, что Дмитрий "Скиф" Игнатов присоединяется к группе в качестве басиста. Позднее появляется еще один участник--Роман Стансков, играющий на бузуки

Обретя басиста и бузукиста, группа начинает играть новую программу, почти целиком состоящую из песен Игоря, дает концерты и принимает участие в музыкальном фестивале в Танаисе (весна 2001 года) и экологической акции "Караван Мира" (август).

Осенью 2001 года "Зеленые Рукава" приступают к записи очередного альбома, в которой принимают участие многие ранее игравшие с группой музыканты. Романа Станскова, перешедшего в группу Добраночь, заменяет вернувшийся из Стамбула Олег Лисов. Зимой Олег возвращается в Турцию, и место бузукиста занимает Тарас Драк.

Совершенно случайно (и практически незаметно) группа принимает участие в фестивале СКИФ-6 в составе: Игорь Лисов, Дмитрий Игнатов, Алексей Кузьмин, Андрей Черкашин, Дмитрий Веселов.

В течение 2002 года Юля Клаузер, с помощью Игоря, записывает свой сольный акапельный альбом "Голос весны".

Зимой 2003 у Игоря родилась идея "Ирландского Рагу",-- весь сценарий--песни и телеги межгу песнями. В конце февраля он заехал в Киев к Данилу, и было решено этот альбом записать.

Игорь Лисов, про весну 2003 года в Стамбуле:

Потом вместе с Олегом, в Стамбуле, мы отыграли "сезон" одновременно в трёх группах:

  • в рок-группе, где кроме нас, ещё было двое ирландцев, играли кавер-версии песен разных групп (в основном рок-баллады), от 60-х до наших дней. (Я с удивлением обнаружил, что и в наши дни есть много классных команд. А та подача , с которой пел Род, и его голос...--мне казалось, что именно так звучали Битлз ливерпульского периода. Абсолютно свободно, хотя и абсолютно бардачно. (Что, кстати, меня и привлекло)
  • потом, в фолк группе, с бретонцем в качестве основного вокалиста и генератора идей. Играли по большей части бретонский фолк, исходящий от бретонца. (Кстати, этот самый вокалист-бретонец Ронан ездил по глухим местам Бретани с диктофоном, и записывал разные редке песни, которых не найти ни в каталогах, ни на записях. Их мы и играли.)
  • И ещё, в интернациональной (англо-американо-российско-турецкой) регги-даб группе, кавера "рут-традиции", Ли Перри, и свои вещи. (Костяк группы--старые друзья-меломаны, собравшие огромную коллекцию регги и даб записей. (В том числе и на "виниле".) Чего только я у них не переслушал! И, опять же,--открыл для себя ещё один мир,--ещё одну грань корневого фолка, стоящего за регги, и такой вид субкультуры, как даб-поэзия.) Две интересных детали: барабанщик этой группы, турок Мехмет, родом из того же посёлка, откуда и Ходжа Насреддин, а басист, англичанин Саймон, родился в том же городишке, что и Шекспир, и даже ходил в ту же самую школу!
Ну вот. Мы выступали по стамбульским клубам, а однажды наши друзья организовали фетиваль, в котором были собраны все три проекта. Причём, от первых двух не осталось ничего серьёзного, за исключением нескольких случайных клубных записей. Хотя шум ирландского паба, записанный на одном из концертов нашей рок-группы (в этом самом пабе), был использован потом в "Ирландском Рагу". А одна песня из репертуара нашего бретонского проекта, превратилась потом в "10 дней", с русским текстом, близким по смыслу к бретонскому оригиналу. Зато с даб-группой мы таки оказались в студии, и чего то там наиграли! Типа--записали альбом. (Котрый, правда, до сих пор нигде не издан.)

 

В мае 2003 Игорь, Данил, Митя и Юра за неделю записывают в Москве альбом "Ирландское рагу". В июле (снова--неожиданно) группа выступает на фестивале Волынщик-2003. Из восьми человек, оказавшихся на сцене, половина--случайные, малознакомые и даже совсем незнакомые люди. Один из них--некий Виталик-бузукист из Волгодонска, другой--Мартин-виолончелист из Кишинёва, третий--всем хорошо известный сейшнмэн, барабанщик Петя Сергеев, и четвёртый--из "совсем незнакомых"--некий Николай Задвицкий, чудо-аккордеонист, впоследствии присоединившийся к группе. Судя по всему, непредсказуемость и спонтанность уже становятся своего рода авторким почерком группы.

Осенью 2003 года группа принимает участие в фестивале "Дорога к радуге", организованном в Белгороде Максимом Якубсоном, а по возвращении из Белгорода, в Москве, играет квартирник.

Игорь Лисов, про весну и лето 2004 года:

В Киеве, весной 2004-го, мы с Данилом играли в "Джон-Булль пабе" всякий фолк, и в том числе песни на русском языке,--и наши, и, как-бы, переводы. Иногда заходили в ирландский паб "О'Брайенс", на сейшена группы "Гурт-Й'огурт", и сейшенили вместе с ними. Тогда же, по инициативе Кирилла Бородина из "Й'огурта" мы записали альбом "Sessions", а ещё, с подачи Данила, песню "Воздух", где я спел и сыграл на гитаре, а Даня сделал весь программинг, подобрал сэмплы и свёл.

Ещё в тот переиод мы, с Тарасом и Ростиком из львовской группы "Бурдон", сьездили в Румынию, за бузуки. По дороге у нас сложился спонтанный менестрельский ансамбль, названый в честь нашего тура (его конечного пункта и количества инструментов) "The Regin Nine Bouzouki Band".

Потом была Турция. Путешествие с группой "Караван" на юго-запад, через Дарданеллы и Трою, к Эгейскому побережью, и игра где только можно. Запомнился концерт в Чанаккале, во дворике очень хорошо сохранившейся постройки 17-го века, где теперь устроено кафе, а его хозяин, получивший это кафе в наследство,--реальный турецкий хиппи, в 60-е тусовавшийся в Париже, бывший при этом студентом какого-то парижского универа... Он нас очень душевно принял, устроил нам концерт, после концерта напоил вусмерть, а один его кореш, кажется, из муниципалитета, выписал нам чек, по кoторому нам на газ-стейшене залили бензина...

Еще про это лето в Турции (и про группу "Караван", в частности), можно прочитать у Миши Шараева

Игорь Лисов, про фестиваль в Ижевске осенью 2004, где выступили Игорь и Юля:

Я на него наткнулся случайно--в интернете. И тут же, чисто ради прикола, отослал заявку на участие. Я был уверен, что нас не пригласят,--ещё бы--на солидный, надёжный и официальный этнофестиваль, организованный министерством культуры, я отправил пресс-релиз, из которого следовало, что в группе "Зелёные Рукава" творится полный бардак, и вообще неизвестно, существует ли эта группа на самом деле, например, там говорилось, что всегда непонятно "где, когда и кто будет играть в следующий раз", и что "на концертах музыканты группы ведут себя как им заблагорассудится,--прыгают, падают со стульев", и что вообще для них уже не важно, чем они занимаются, "выступают на сцене, или просто пьют чай"... И ещё я дал им ссылку на наш сайт.

И нас пригласили! Причём, написали, что ждут нас в любом составе. И мы поехали...--и не пожалели. Было чувство путешествия во времени, причём куда-то в прошлое... и при этом всё это происходило в настоящем. Всю дорогу нас там окружали какие-то удивительно открытые, тёплые, доброжелательные люди.

Поселили нас в бывшем пионерлагере, с бюстом Ленина в парке и статуей пионерки под окном. В столовой давали биточки с рисом, компот из сухофруктов, и некрепкий, сладкий, тёплый чай. Играли мы на выставке митьков... и в театре оперы и балета. А самым интересным, пожалуй, был ночной неофициальный сейшен участников фетиваля, с уральской водкой, томатным соком, и ещё неизвестно чем. На этом сейшене была Сьюзан Джеордж (Susan George)--самая известная в мире исполнительница валлийского фолклора, каким то чудом приехавшая из Англии со своим ансамблем на этнофестиваль в Удмуртию.

...А ещё выяснилось, что там есть "кельтоманы", и даже люди, давно следящие за творчеством группы "Зелёные Рукава"... Что нас поразило и глубоко тронуло. А ещё там нашлись экземпляры, играющие музыку в духе ленинградского рок-клуба образца середины 80-х. А ещё где-то там был найден археоптерикс.

В 2004 году Юля собирает группу "Клаузер Бэнд" в составе: Кэп (гитара), Настя Карасева (кельтская арфа), Олег Яковлев (мандола), Паша (бас). Группа выступает на самайнском фестивале в клубе "Арктика" и дает концерт в культурном центре "Хэсэд".

24-го декабря 2004-го года, в Киеве, в одной из школ, по инициативе киевских друзей, Игорь с Данилом сыграли полуторачасовой концерт. Они сыграли песни из албомов "Друзьям", "Рагу", "Дворника/За Рекой", несколько песен, впервые исполненых на фестивале в Ижевске, и совершенно новые, ещё нигде не исполнявшиеся вещи.


Музыканты, игравшие в составе "Зеленых Рукавов" с 95 года по настоящее время: Игорь Лисов, Олег Лисов, Даниил Денисов, Тарас Драк, Екатерина Балуева, Юлия Клаузер, Алексей Кузьмин, Юрий Иващенко, Дмитрий Веселов, Андрей Черкашин, Дмитрий Игнатов, Роман Стансков, Николай Задвицкий.